Развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного
образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в
воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих
работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к
изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное
психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей
детей дошкольного возраста. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном
возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для
психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути
личности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе.
В
интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она
оттачивает ум, помогает упорядочить и осмыслить мир; развивает
логику, память, речь, зрительное
восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности, эмоции; формирует настойчивость, терпение, волю.
Процесс развития интеллектуальных способностей
детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи
утверждают, что интеллектуальное развитие человека наполовину завершается уже к
четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие
интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.
Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в
образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, способен ли
рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие
закономерности. И для этого необходимо создать условия, разработать эффективную
систему интеллектуального развития дошкольников.
Одно из звеньев этой системы - исследовательский
метод, который является эффективным путем познания ребенком окружающего мира,
повышающим его познавательную активность. Стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос –
важнейшие черты детского поведения.
Основной вид исследовательского процесса -
детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в
правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует
развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для
эффективной организации данной деятельности необходимо создать современную
предметно-развивающую среду: оформить уголки экспериментирования в соответствии
с возрастом детей с большим количеством наглядно-демонстрационного материала
(тематические картинки, карточки с символическим изображением методов
исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).
Формирование исследовательских умений
осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию
исследователей при работе с литературой, детскими энциклопедиями.
Технология ТРИЗ позволяет развивать творческую
личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими
методами и приемами: в игре «Да-нетка» дети учатся всесторонне видеть
окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого
усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета педагогу следует
изготовить наглядно-демонстрационный материал и дидактические пособия; системно мыслить обучает схема талантливого
мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о
настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего. Знакомство
с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний
детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие
дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом
веществ.
Для эффективного применения развивающей игровой
технологии необходимо наличие современных игровых материалов (например,
Воскобовича, Никитина и др.), а также игротеки, содержащей описание и методику
проведения развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью,
огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память,
пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка.
Работа с логическими блоками Дьенеша, палочками
Кюизенера, игровым набором «Дары Фребеля» знакомит детей с геометрическими
фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения
(сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы,
творческие способности, формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе
бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе. Этот
универсальный дидактический материал может успешно использоваться во всех
возрастных группах.
Внедрение развивающей игровой технологии
осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и
личностно-ориентированной моделью обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий