Развивающая
предметно – пространственная среда по ФГОС
При переходе от
ФГТ к ФГОС отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды должно являться:
- содержательная
насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской
деятельности;
- гибкость
игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие
предметов-заместителей);
- вариативность
наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая
сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность
использовать все элементы среды.
С этой целью творческой
группой нашего дошкольного учреждения разработана система мероприятий,
способствующих эффективности процесса организации и обновления предметно –
развивающей среды в соответствии с ФГОС. Первый этап нашей деятельности -
изучение требований к организации предметно-развивающей среды дошкольного
учреждения, выявление ряда базовых компонентов, которые должны быть включены в
развивающую среду, проектирование предметно – развивающей среды в групповом
помещении.
Основной этап работы - реализация проектирования предметно –
развивающей среды в группе. При создании предметно – развивающей среды необходимо
учитывать следующее:
- развивающая
предметно-пространственная среда должна быть системна, отвечать целям
воспитания и обучения;
- инициировать
деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения
задаются предметной средой;
- учитывать
специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности
(общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и
развивающихся к старшему дошкольному возрасту.
Иначе говоря, развивающая
предметно-пространственная среда должна решать задачи создания зоны ближайшего
развития, давать возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;
- наряду с
консервативными компонентами РППС должна иметь часто меняющиеся составляющие,
которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с
этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных
компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму
детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;
- игровая среда
должна обеспечивать возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве,
сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному
миру взрослых;
- развивающая
функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что
обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более
сложным, содержательным.
Также, при
реализации проектирования предметно-развивающей среды необходимо учитывать
следующие принципы её построения:
- Принцип
дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. В групповой комнате должны
быть созданы условия для того, чтобы была возможность видеть глаза ребёнка:
разноуровневая мебель, напольный строитель, трансформеры, театральная ширма,
мягкая мебель, сюжетный коврик, книжный уголок. Групповое помещение условно
подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги); средней
интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования); зона
насыщенного движения (спортивный уголок) .
- Принцип
активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в
создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
В групповой комнате должны быть оборудованы
центры песка и воды, уголок для рисования (мольберт, листы бумаги разного
размера, мелки, карандаши, краски, где дети самостоятельно могут определить,
как можно использовать тот или иной материал для рисования).
- Комплексирование
и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется
по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и
позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать
самостоятельно. Условно в пределах пространства группы можно выделить игровые и
тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка: зона познавательного
развития (занимательная математика, где имеется демонстрационный и раздаточный
материал для формирования ЭМП) ; имеется «лаборатория», которая содержит
материал для проведения опытов; театрализованная зона располагает различными
видами театра, масками; игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя
атрибуты пожарной части, макет по правилам дорожного движения; в зоне
физического развития и двигательной активности имеется инвентарь и оборудование
для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития
детей.
- Гендерный принцип реализует возможность для
девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в
нашем обществе нормами. В группе должны быть представлены уголки для девочек
(парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные
технические игрушки).
- Принцип
этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает наличие уголков
экспериментирования; уголка природы; речевого уголка; спортивного инвентаря и
оборудования.
Предметная
развивающая среда должна быть подобрана с учетом принципа интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной
области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение
уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети
могут принимать участие в проектировании и изменении среды.
Для развития
активности, самостоятельности и творчества детей в группу нужно поместить инструменты
для труда и наблюдений за ростом растений, материалы для детского творчества, дидактические
и развивающие игры и пр.
В групповых
комнатах необходимо иметь в наличии материалы для обследования с помощью
различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр.: наборы
пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, горох,
бобы и пр.)
Развивающая среда
не может быть построена окончательно. При организации
предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная,
многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного
процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных
подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а так же развитие
интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к
взаимодействию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий