19 октября 2016 г.

Система развития интеллектуальных способностей дошкольников

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает  ум,  помогает упорядочить и осмыслить мир; развивает логику, память, речь,  зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности, эмоции; формирует настойчивость, терпение, волю.
Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека наполовину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, способен ли рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия, разработать эффективную систему интеллектуального развития дошкольников.
Одно из звеньев этой системы - исследовательский метод, который является эффективным путем познания ребенком окружающего мира, повышающим его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты детского поведения.
Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности необходимо создать современную предметно-развивающую среду: оформить уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей с большим количеством наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).
Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию исследователей при работе с литературой, детскими энциклопедиями.
Технология ТРИЗ позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами: в игре «Да-нетка» дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета педагогу следует изготовить наглядно-демонстрационный материал и дидактические пособия;  системно мыслить обучает схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего. Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.
Для эффективного применения развивающей игровой технологии необходимо наличие современных игровых материалов (например, Воскобовича, Никитина и др.), а также игротеки, содержащей описание и методику проведения развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка.
Работа с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, игровым набором «Дары Фребеля» знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности, формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе. Этот универсальный дидактический материал может успешно использоваться во всех возрастных группах.

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий