Родителям дошкольника

Клуб для родителей «Мой ребенок»

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 104 «Рукавичка»

Пояснительная записка.
  
         Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей.
         Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодейст-вия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно.
         Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. До недавнего времени преобладал авторитар-ный стиль воспитания, который негативно сказывался на психическом, физическом и эмоциональном здоровье ребенка.
          Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается "правильное" воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка им необходимо:
  • создать для ребенка атмосферу безопасности;
  • понимать и принимать мир ребенка;
  • поощрять выражение эмоционального мира ребенка;
  • создать ощущение дозволенности (это не означает, что дозволено абсолютно все; просто необходимо предоставить ребенку возможность самому делать выбор, лишь в сложных случаях облегчая ребенку принятие решений, но не в коем случае не решая все за него);
  • обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
            Но на практике эти родители испытывают значительные трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми (лекции, беседы, рассказы и т. д.), применение полученных знаний на практике, которые и позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений.
Каждый из нас учится общению в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Родительский клуб же предоставляют возможность научиться общению другим способом. Задача каждого участника клуба: провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. Положительным в организации совместной деятельности является следующее:
˜ совершая ошибки, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;
˜ из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь;
˜ возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;
˜ возможность творчества (ибо есть время подумать, "переиграть").
Поиск наиболее эффективных методов работы, конкретных способов адаптации детей и родителей к существующим условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития личности ребенка, способствовали сохранению его психического физического и эмоционального здоровья, и привел к созданию клуба, ставившего своей целью:
˜ способствовать улучшению детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамике отношений.
Добиться этого можно было посредством решения следующих задач:
˜ конкретизировать роль родителей в воспитании детей, определить принципы работы родителей с ними;
˜ расширить кругозор детей и родителей в области психологии, создать условия для формирования у них общих способностей (планирование, анализ, рефлексии);
˜ способствовать развитию умений и навыков в сфере общения.
Работу планировалось осуществлять в группе заинтересованных родителей в дистанционном и деятельностном режиме.
Не допускается никаких авторитарных и оценочных влияний на мнение родителей и детей, лишь сообщение информации, раскрывющей зоны альтернативных решений проблем. Не фиксируется внимание членов клуба жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей, сохраняя право выбора того или иного решения за родителями.
Потому что родители располагают наибольшим временем контакта с ребенком: они видят его пробуждающимся и отходящим ко сну, они с ним путешествуют, посещают театры, проводят праздники. Они наблюдают ребенка в быту. К ним он несет свои радости и горести, мечты и капризы. Они имеют возможность вступать в диалог с ним одним, вести эти диалоги на протяжении дней и недель: играя с ребенком, занимаясь с ним домашними делами, рассматривая книги, обсуждая его каждодневные проблемы. В их распоряжении материалы множества книг, а уж в каких ситуациях и в каком объеме они станут их использовать – это их творчество, их интуиция.
Что же может научное знание добавить к интуиции опытного родителя? (Интуиция все-таки основывается на неизбежно ограниченном индивидуальном опыте и часто подвержена влиянию окружающих, в том числе и общественному мнению). Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни
Вступая во взаимодействие с ребенком, родители прежде всего должны ценить естественные механизмы развития ребенка, стараться не нарушать их, а терпеливо наблюдать за ними, строить свою работу с детьми как сопровождающую, раскрывающую эти естественные механизмы. При таком подходе родители становятся наблюдателями, соучастниками и своеобразными исследователями. Но никогда не становятся в позицию все знающего, диктующего, распоряжающегося, авторитарно управляющего. Именно поэтому они получают счастливую возможность вместе с ребенком понять для себя что-то новое, испытать радость творчества, озадачиться неожиданными проблемами и, конечно, почувствовать сколь неисчерпаема детская благодарность и сколь бескорыстно их доверие.

Положение о клубе.
     I.          Общее положение.
                        1.          Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
                        2.          Руководитель клуба (педагог-психолог, воспитатель ДОУ) осуществляет свою деятельность в тесном контакте как со специалистами ( музыкальные руководители, воспитатель по ИЗО, логопеды, инструктор по физвоспитанию, медицинские работники) и педагогами ДОУ, так и со специалистами в других областях (педиатрами, психоневрологами и пр.)
                        3.          Работа клуба основывается на соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей, законов РФ в области образования, нормативных документов, настоящего положения.
                        4.          Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
   II.          Основные задачи и содержание работы клуба.
Участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:
– преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
– относиться к ребенку как к равному;
– понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
– знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
– проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
– установить хорошие, доверительные отношения родителя с ребенком.

Задачами клуба являются :
– убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;
– познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии на конкретных примерах;
– проинформировать о том, что семья на всех этапах развития может получить помощь специалистов.


Условия работы клуба.
  • частота заседания клуба может варьироваться по согласованию с ведущими клуба и родителями.
  • работа клуба проводится в соответствии с данным положением и согласно годового плана клуба;
  • тематика заседаний должна касаться только детей и их проблем или родителей и их проблем в воспитании своих детей;
  • формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и пр.;
  • форма проведения заседаний – заочная, по желанию сторон может варьироваться.



1 комментарий:

  1. Старокожева О.А.3 ноября 2016 г. в 19:55

    Это хорошее начинание. Каким образом можно стать членом клуба?

    ОтветитьУдалить