О.И.Панкова,
старший воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 104»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ - НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация системы
образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным
учреждениям, и к организации в них воспитательно – образовательного процесса, и
к уровню качества образовательных услуг.
В современных социальных
условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их
воспитательную деятельность.
Признание приоритета
семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного
учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие
представляет собой способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В последнее время
практически в каждом нормативно- правовом или методическом документе активно
декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с
семьей, психолого- педагогического просвещения родителей. В связи с обогащением
науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном
становлении, проблема повышения психолого- педагогической культуры родителей
приобрела новое звучание. Современные исследования показывают, что осознанное
включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания
ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Дошкольное учреждение
обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому
педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную
помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий,
расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей
требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого- педагогических
знаний, умения быть советчиком, консультантом, помощником каждой конкретной
семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является
важным направлением деятельности, а также условием развития социально-
педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых
позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
Проблема взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной,
приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и
образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением
взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя
это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально
защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают
родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ
предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении
как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по
отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для
удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в
развитии своих интересов.
Хотя в последнее время
наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при
этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей
не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной
мере.
Для того, чтобы эффективно реализовывать
процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов
взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей,
психологические особенности родителей, их возрастные характеристики,
разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ
вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных
особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно,
педагогам следует подбирать различные технологии, соответствующие содержание,
методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
Методическая работа по
взаимодействию с семьей дошкольном учреждении может строиться по двум
направлениям:
1. Работа администрации с
коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей.
2. Взаимодействие
педагогического коллектива с семьей.
1 направление - работа с
коллективом ДОУ - это длительный, регулярный системный процесс, который
осуществляется по блокам.
В мотивационный блок включена
работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении
собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
воспитанников, формировании установки на доверительное безоценочное
взаимодействие с родителями.
Когнитивный блок включает в себя
формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее
воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике
взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
Практический блок включает в себя работу,
направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по
диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически
целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными
умениями.
Каждый блок содержит
разнообразные взаимосвязанные формы и методы активизации воспитателей.
В осуществлении каждого
блока системы взаимодействия непосредственно участвует старший воспитатель,
оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те,
в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.
Методическая помощь
педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется на несколько
позиций, а именно:
1. диагностика, которая,
в свою очередь, реализуется в двух направлениях:
а) выявление особенностей
воспитания ребенка в семье;
б) диагностика работы
воспитателя с семьей;
2. планирование, в
условиях которого в течение учебного года каждый педагог ДОУ еженедельно
планирует работу с семьей, включая:
- наблюдение за
характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в
моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с
родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями
разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи);
- вовлечение родителей в
детскую деятельность как равных партнеров детей;
- ознакомление родителей
с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
- проведение опросов,
анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада,
их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
В каждой группе
существует свой план взаимодействия с семьями конкретных детей – ежемесячный,
еженедельный, ежедневный.
3. методическая помощь и
контроль, когда после изучения характерных особенностей состояния работы по
данному направлению намечаются основные пути, определяем конкретное содержание
и адекватные формы методической помощи.
Отслеживание качества
взаимодействия педагогов с родителями со стороны методической службы
разворачивается параллельно и также носит цикличный характер.
2 -ым направлением в
системе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является непосредственно
работа педагогического коллектива с семьей.
Длительный мониторинг в
сочетании с анализом богатого опыта работы педагогического коллектива
дошкольного учреждения с семьями позволяет выделить в работе по этому
направлению следующие основные этапы:
1 этап - изучение семей
воспитанников, детско- родительских отношений;
2 этап – разработка
программы сотрудничества и составление планов работы с семьями в соответствии с
их особенностями (выбор содержания, форм, средств взаимодействия с семьей);
3 этап – реализация
программы сотрудничества.
Большое значение на
данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольного
учреждения.
На протяжении нескольких
лет в ДОУ используются различные формы взаимодействия , наиболее яркими и
эффективными из них являются:
организация и работа клуба «Родительская
школа», дни здоровья в детском саду, проведение серии совместных детско-родительских
мероприятий «Мы вместе», реализация совместных творческих и познавательно-исследовательских
проектов.
Таким образом, вовлекая
родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству
удалось наладить эффективную работу с семьями воспитанников, решая
запланированные образовательные задачи. Это подтверждают результаты ежегодно
проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности: уровень
включения родителей в деятельность ДОУ, уровень работы воспитателей с
родителями воспитанников ДОУ, методическое обеспечение работы с родителями, информированность
родителей о жизни ребенка в условиях ДОУ.
Проанализировав
проведенную работу, педагоги пришли к выводу о том, что взаимодействие с
родителями и семьями воспитанников в дошкольном учреждении в течение нескольких
лет поднято на более высокий уровень.
Опыт взаимодействия с
семьями воспитанников подтверждает, что методическая служба, организующая
освоение педагогами и родителями новой модели взаимодействия, практически
способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию, когда отсутствует
полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе
воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития
взаимоотношений в системе «ребенок - родители – педагог».
Основная цель всех форм
и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных
отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности
делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский
сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием
преемственности является установление доверительного делового контакта между
семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция
родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в
школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий