Педагогам на заметку

О.И.Панкова,
старший воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 104»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно – образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.
В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В последнее время практически в каждом нормативно- правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого- педагогического просвещения родителей. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, проблема повышения психолого- педагогической культуры родителей приобрела новое звучание. Современные исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого- педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом, помощником каждой конкретной семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
 Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая се­мья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реа­гирует на вмешательство извне. Следовательно, педагогам следует подбирать раз­личные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
Методическая работа по взаимодействию с семьей дошкольном учреждении может строиться по двум направлениям:
1. Работа администрации с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей.
2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.
1 направление - работа с коллективом ДОУ - это длительный, регулярный системный процесс, который осуществляется по блокам.
В мотивационный блок включена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в орга­низации общения с родителями воспитанников, формировании уста­новки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитатель­ном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию пе­дагогически целесообразного общения с родителями, овладение ком­муникативными умениями.
Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методы активи­зации воспитателей.
В осуществлении каждого блока системы взаимодействия непосредственно участвует старший воспитатель, оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.
Методическая по­мощь педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется на несколько позиций, а именно:
1. диагностика, которая, в свою очередь, реализуется в двух направлениях:
а) выявление особеннос­тей воспитания ребенка в семье;
б) диагностика работы воспитателя с семьей;
2. планирование, в условиях которого в течение учебного года каждый педагог ДОУ еженедельно планирует ра­боту с семьей, включая:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи);
- вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;
- ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
- проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
В каждой группе существует свой план взаимодействия с семьями конкретных детей – ежемесячный, еженедельный, ежедневный.
3. методическая помощь и контроль, когда после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению намечаются основные пути, определяем конкретное содержание и адекватные формы методической помощи.
Отслеживание качества взаимодействия педагогов с родителя­ми со стороны методической службы разворачивается параллель­но и также носит цикличный характер.
2 -ым направлением в системе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является непосредственно работа педагогического коллектива с семьей.
Длительный мониторинг в сочетании с анализом богатого опыта работы педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьями позволяет выделить в работе по этому направлению следующие основные этапы:
1 этап - изучение семей воспитанников, детско- родительских отношений;
2 этап – разработка программы сотрудничества и составление планов работы с семьями в соответствии с их особенностями (выбор содержания, форм, средств взаимодействия с семьей);
3 этап – реализация программы сотрудничества.
Большое значение на данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольного учреждения.
На протяжении нескольких лет в ДОУ используются различные формы взаимодействия , наиболее яркими и эффективными из них являются:
организация и работа клуба «Родительская школа», дни здоровья в детском саду, проведение серии совместных детско-родительских мероприятий «Мы вместе», реализация совместных творческих и познавательно-исследовательских проектов.
Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству удалось наладить эффективную работу с семьями воспитанников, решая запланированные образовательные задачи. Это подтверждают результаты ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности: уровень включения родителей в деятельность ДОУ, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников ДОУ, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОУ.
Проанализировав проведенную работу, педагоги пришли к выводу о том, что взаимодействие с родителями и семьями воспитанников в дошкольном учреждении в течение нескольких лет поднято на более высокий уровень.
Опыт взаимодействия с семьями воспитанников подтверждает, что методическая служба, организующая освоение педагогами и родителями новой модели взаимодействия, практически способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «ребенок - родители – педагог».

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий