11 октября 2016 г.

Работа с одаренными детьми в ДОО

Педагогическая поддержка одаренного ребенка в ДОО
Определяющим моментом деятельности ДОО по поддержке одаренных детей является создание для них оптимальных по уровню трудности, соответствующих их повышенным образовательным потребностям и направленности интересов условий для развития их одаренности.
Одаренные дети нуждаются в дифференцированных образовательных программах и/или помощи, которые выходят за рамки обычного обучения. Излишнее вмешательство педагогов, чрезмерный авторитаризм или попустительство могут привести к нарушению процесса саморазвития одаренных детей, потере ими самостоятельности, снижению мотивации освоения и создания нового. В то же время одаренному ребенку необходимо  сотрудничество со взрослым, поскольку ему нужен помощник для воплощения сложных замыслов и идей, оказания психологической поддержки в ситуации неудачи.
Одаренному ребенку требуется не столько целенаправленное интенсивное обучающее воздействие, сколько создание толерантной, вариативной, многофункциональной, обогащенной
и индивидуализированной, то есть безопасной, образовательной среды, в которой может проявиться и развиваться одаренность и которая позволяла бы осуществлять мониторинг этого развития.
К числу стратегий, определяющих основные ценностно-целевые ориентации в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:
• содействие переходу потенциальных возможностей в актуальные;
• создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных проявлений ребенка;
• преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
• поддержка и развитие высоких достижений ребенка.
Цель деятельности дошкольной образовательной организации по поддержке одаренного ребенка состоит в создании психологически безопасной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие одаренного ребенка, гармоничность в становлении его личности.
Задачи деятельности ДОО:
– создание образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение повышенных образовательных потребностей одаренных детей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию одаренности;
– обеспечение условий для личностного развития одаренных детей, способствующих формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию толерантного отношения к людям;
– преодоление возможных проблем личностного развития одаренных детей;
– создание условий для творческого развития и саморазвития одаренных детей, показателями чего являются способность выдвигать собственные идеи и самостоятельно создавать ситуации творческого поиска; условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, развития его индивидуальности;
– создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия со сверстниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер развития одаренного ребенка;
– нормализация семейной микросреды, взаимоотношений одаренного ребенка с родителями, показателем чего является создание в семье безопасной психологической базы для развития одаренности.
Для решения данных задач необходима разработка гибких индивидуальных программ об-
учения одаренных обучающихся, предполагающих четыре основных подхода:
1) ускорение – позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития;
2) углубление – предполагает более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знания;
3) обогащение – обеспечивает выход содержания образования за традиционные рамки;
4) проблематизация – направлена на использование в обучении оригинальных объяснений, поиска новых смыслов и альтернативных интерпретаций содержания обучения.
Используемые в работе с одаренными детьми методы должны быть направлены как на развитие одаренности в целом, так и на развитие личности одаренных детей. Необходимо применять методы, соответствующие уровню активности и направленности интересов одаренных детей и имеющие высокий мотивирующий потенциал.
Ведущими выступают методы творческого характера: игровые, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, как используемые в индивидуальной и групповой работе с одаренными детьми, так и применяемые для организации их самостоятельной деятельности со сверстниками.
Игровые методы не только отвечают принципу ведущей деятельности в дошкольном возрасте (игра), но и соответствуют особому «игровому» отношению одаренного ребенка к миру, обеспечивая его открытость к новому и неизвестному. Они основаны на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. Как подчеркивал
С. Л. Рубинштейн, играя роль, ребенок не просто фиктивно переносится в чужую личность:
он расширяет и обогащает свою собственную личность, получает возможность говорить с миром
и с самим собой на разных языках, по-разному презентуя свое «Я».
Игра предполагает отображение мира в воображаемой, условной ситуации, но при этом ребенок переживает реальные чувства. Игра оказывает выраженный психотерапевтический эффект, изменяя отношение человека к себе и окружающему, улучшая самочувствие и оптимизируя социальный статус играющего, давая возможность опробовать и освоить разные способы общения с миром. И в то же время игра задается обществом, она имеет социальную природу. Возможности игрового моделирования практически безграничны. Поэтому взрослый, руководя играми детей,  действенно влияет на все стороны их психической жизни.  
По сути, игра, с одной стороны, творческая деятельность самого  ребенка, а с другой – социально-педагогическая форма организации детской жизни, детского общества. Таким образом, игра создает условия для уникального сочетания двух начал: активности ребенка и активности взрослого.
Именно поэтому образовательные задачи столь успешно решаются посредством игрового взаимодействия взрослого с ребенком и детей друг с другом.
Игровые технологии позволяют педагогу решать две взаимосвязанные задачи:
– развитие самой игровой деятельности как ведущей и тем самым обеспечение появления психологических возрастных новообразований;
– решение через использование игровых ситуаций разнообразных образовательных задач.
Использование игровых методов предполагает ориентацию педагога на следующие частные принципы:
– непрерывность игровых форм активности в жизни ребенка;
– трансформация видов, содержания, форм игрового взаимодействия, содержания игр в соответствии с возрастом;
– преемственность разных видов игр;
– связь игр с реальной жизненной практикой ребенка;
– перспективная направленность игровых задач;
– создание условий для перевода содержания игры на уровень обогащения личного опыта ребенка;
– обеспечение безопасной коммуникации в игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками, исключение любых проявлений конкуренции;
– безусловное принятие всех проявлений ребенка в игре, безоценочность и недирективность
в организации игр;
– акцент на переживаниях ребенка, их выражении, осмыслении и регуляции.
Неисчерпаемый потенциал для развития одаренности дошкольников дает художественная литература, формирующая мировоззрение, расширяющая границы познания. Метафорический язык произведений художественной литературы, наличие воображаемых ситуаций, элементов сказочности отвечают особенностям развития одаренного дошкольника. Художественные произведения целесообразно использовать как средство познания действительности и повышения мотивации к обучению одаренного ребенка. Кроме того, художественные тексты создают смысловой контекст для интеграции образовательных областей.
Классификация произведений художественной литературы, предложенная Н. А. Коротковой на основе выделения характера воображаемых миров, наиболее успешно может быть применена в работе с одаренными детьми для отбора текстов. Данная классификация включает:
– «реалистические миры», моделирующие действительность через реалистическое пространство и время, в котором живет персонаж-ребенок в его человеческом окружении (например, Денис Кораблев в рассказах В. Драгунского);
– «вымышленные (сказочные) миры», моделирующие действительность через условно-неопределенное пространство и время («где-то в тридевятом царстве») с особой галереей образов-персонажей: фольклорно-сказочных или сугубо детских (Буратино, Незнайка, Белоснежка, Красная Шапочка и др.);
– «комбинированные миры», где сочетаются вымышленные и реалистические элементы
в разных комбинациях: «волшебное в реальном», когда вымышленные персонажи, наделенные особого рода волшебными свойствами, сосуществуют и взаимодействуют с реальными персонажами, перемещаясь из реалистического пространства и времени в сказочное и обратно, что
и порождает удивительные коллизии («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, «Домовенок Кузька»
Т. Александровой, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова); «необычный взгляд на обычный мир», когда реалистичные персонажи приобретают способность увидеть обычный мир
в необычном ракурсе, масштабе, перемещаясь в пространстве и времени («Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я. Ларри, «Путешествие Нильса с дикими гусями» А. Линдгрен),
и художественные тексты, в которых реальность приобретает иной ракурс видения с позиции очеловеченного персонажа («Мышонок Пик» В. Бианки); художественные тексты, в которых своеобразно сочетается реалистичное и вымышленное, создавая «перевернутый мир», при этом нарушаются привычные связи вещей и событий в пространстве и времени, изменяются причинно-следственные отношения, логичное становится алогичным («Джельсомино в Стране лжецов» Дж. Родари, «Алиса в Стране чудес» Л. Кэролла).
Теория и практика применения исследовательского обучения разработана А. И. Савенковым с позиции развития одаренности у дошкольников. Оно обеспечивает развитие у детей исследовательского мышления и поведения, что порождает, по словам автора, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Савенков А. И. на основе своего экспериментального опыта определил следующие этапы достижения такого результата:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить значить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в частности, должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить доклад публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на во-
просы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Проектное обучение ориентировано на внедрение открытий-идей в реальную жизнь и таким
образом обеспечивает развитие у детей компетентностей, успешной социализации. Метод проектов предполагает создание социально значимых продуктов деятельности на основе творческого решения проблемы, позволяет решать ряд важных для развития одаренности дошкольника задач, создавая условия:
– для соучастия в общем творческом процессе ребенка и педагога, организации реального сотрудничества, которое во многом является для одаренного ребенка мотивирующим фактором обучения;
– включения родителей в процесс образования детей на основе партнерства с педагогами;
– нормализации детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности;
– активизации познавательного и творческого развития одаренного ребенка и одновременного формирования его личностных качеств.
Разноуровневость проектирования в работе с дошкольниками позволяет дифференцировать образовательную работу с каждым из них. В данном отношении наиболее методически целесообразным, на наш взгляд, является подход Е. Евдокимовой, которая выделяет три уровня развития проектных умений у дошкольников:
1. Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5–4 до 5 лет): интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей; постановка цели, ее мотивация; привлечение детей к участию в планировании деятельности; совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
2. Развивающий уровень проектирования (с конца 5-го года жизни): выделение проблемы, отвечающей потребности детей; совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы развития проекта.
3. Творческий уровень проектирования (7-й год жизни): постановка детей в определенные условия, выделение проблемы; самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации; выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу; обсуждение результата; определение перспектив развития проекта.
Используя метод проектов в работе с одаренными дошкольниками, необходимо ориентироваться не на паспортный, а на психологический возраст ребенка, то есть на его психологическую готовность осуществлять проектирование на одном из перечисленных уровней.
Метод портфолио позволяет объективировать для самого ребенка и социального окружения его достижения. Но главная задача, которая решается с помощью данного метода, – это стимулирование у дошкольников процессов самопознания.
1. Визитная карточка (сведения о ребенке, его окружении):
– «Здравствуйте, это Я»;
– «О чем я мечтаю, что я люблю»;
– «Какой я буду, когда вырасту»;
– «Моя семья»;
– «Мои друзья».
2. Мои увлечения:
– «Чем я увлекаюсь»;
– «Мои творческие работы».
3. Мои достижения:
– участие в конкурсах;
– результативность.
Портфолио составляется вместе с ребенком и его родителями, оформляется фотографиями, творческими работами, в том числе рисунками, рассказами; включает высказывания ребенка, записанные взрослыми.
Кроме индивидуализации обучения, для развития одаренного ребенка необходимо его включение в образовательный процесс вместе со сверстниками, когда в целях удовлетворения его повышенных образовательных потребностей в образовательные области интегрируются приемы развития творческих процессов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий