ФГОС и мы

Развивающая предметно – пространственная среда по ФГОС
При переходе от ФГТ к ФГОС отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды должно являться:
- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
С этой целью творческой группой нашего дошкольного учреждения разработана система мероприятий, способствующих эффективности процесса организации и обновления предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС. Первый этап нашей деятельности - изучение требований к организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, выявление ряда базовых компонентов, которые должны быть включены в развивающую среду, проектирование предметно – развивающей среды в групповом помещении.
Основной этап  работы -  реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе. При создании предметно – развивающей среды необходимо учитывать следующее:
- развивающая предметно-пространственная среда должна быть системна, отвечать целям воспитания и обучения;
- инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.
Иначе говоря, развивающая предметно-пространственная среда должна решать задачи создания зоны ближайшего развития, давать возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;
- наряду с консервативными компонентами РППС должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;
- игровая среда должна обеспечивать возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному миру взрослых;
- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
Также, при реализации проектирования предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы её построения:
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. В групповой комнате должны быть созданы условия для того, чтобы была возможность видеть глаза ребёнка: разноуровневая мебель, напольный строитель, трансформеры, театральная ширма, мягкая мебель, сюжетный коврик, книжный уголок. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги); средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования); зона насыщенного движения (спортивный уголок) .
- Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповой комнате  должны быть оборудованы центры песка и воды, уголок для рисования (мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал для рисования).
- Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно. Условно в пределах пространства группы можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка: зона познавательного развития (занимательная математика, где имеется демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП) ; имеется «лаборатория», которая содержит материал для проведения опытов; театрализованная зона располагает различными видами театра, масками; игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты пожарной части, макет по правилам дорожного движения; в зоне физического развития и двигательной активности имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей.
 - Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе должны быть представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки).
- Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает наличие уголков экспериментирования; уголка природы; речевого уголка; спортивного инвентаря и оборудования.
Предметная развивающая среда должна быть подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети могут принимать участие в проектировании и изменении среды.
Для развития активности, самостоятельности и творчества детей в группу нужно поместить инструменты для труда и наблюдений за ростом растений, материалы для детского творчества, дидактические и развивающие игры и пр.
В групповых комнатах необходимо иметь в наличии материалы для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр.: наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, горох, бобы и пр.)

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий