29 марта 2016 г.

ЗОЖ: формироваеие потребности в здоровом образе жизни у дошкольников

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. 
У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно - психические отклонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и перспективы их дальнейшего развития. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% зависят от их желания помочь своим детям сохранять здоровье.
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной целью должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь и укреплять своё здоровье.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Педагоги детского сада должны построить работу таким образом, чтобы формирование основ здорового образа жизни осуществлялось не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе реализации режимных моментов, в совместной и самостоятельной деятельности в течение всего рабочего дня. Эта работа должна включать в себя  формирование представлений о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть – плохо, о признаках здоровья, воспитание навыков здорового поведения (любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим дня), развитие умений рассказывать о своем здоровье, здоровье близких, выработка навыков правильной осанки и личной гигиены, обогащение знаний детей о физкультуре и спорте.
Работа по формированию здорового образа жизни невозможна без тесного сотрудничества с родителями воспитанников, без их личного участия. Организация здорового образа жизни в семье, личный пример родителей – основа будущего благополучия ребенка. 
Правильно организованный режим дня дома обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, защищает нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. При несоблюдении режима можно  наблюдать отклонения в поведении, капризность, резкое повышение и снижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита.
Здоровый образ жизни семьи - это  благоприятный эмоциональный климат, дружеское  доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребёнку, правильно организованное рациональное питание, культивирование подвижных упражнений, игр на воздухе, достаточная трудовая активность и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.
Предложенные пути физического оздоровления и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе. 
Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГОС, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координация деятельности всех педагогов детского сада и родителей с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления дошкольников, с учетом их индивидуальных способностей, интересов, перспектив развития. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий